История первая

    История чая насчитывает не одно тысячелетие. За это время было не мало каверзных историй, сложилось множество легенд, родились мифы. Само появление чая относится к временам  легендарной древности. Открытие чая приписывают мифическому правителю древности по имени Шэнь Нун (что переводится как Пахарь Духа), жившему около 4800 лет тому назад. Легенда утверждает, что Шэнь Нун попробовал 100 (т.е. все) растений и встретил 72 яда. Шэнь Нун употреблял чай как противоядие. Вообще, Шэнь Нун считается отцом китайской фармакологии и богом растений. Он изобрел плуг и ирригацию для своего народа, а его жена - ткачество и обработку льна. По легенде у тело Шэнь Нуна было будто из прозрачного нефрита, поэтому можно было видеть сквозь кожу все внутренние процессы. Он решительно использовал эту свою особенность прозрачного живота и пробовал разные травы, чтобы найти среди них лекарственные. Шэнь Нун смог распознать целебные свойства листа чая несмотря на его горький природный вкус. Умер же предводитель оттого, что однажды нечаянно проглотил стоножку, которая прогрызла ему живот изнутри, поэтому чайное лекарство больше не могло задерживаться в его внутренностях.  

    История вторая

    Во времена троецарствия, в самом начале нашей эры, жил легендарный мудрец, остроумный стратег и непревзойденный полководец по имени Чжугэ Лян. Его образ - очень популярен в народе и поныне. Чжугэ Лян, будучи отшельником и даосом, употреблял некоторые даосские продукты, в том числе и чай, в те времена еще  широко не распространенный. Поэтому в некоторых провинциях Чжугэ Лян считается чайным духом - ча шэнем. Про него рассказывают такую историю: когда воины его войска изнемогли от долгого перехода по пустыне, их рты пересохли, а глаза отказывались видеть, он воткнул свой посох в склон горы, который вдруг пустил корни и веточки, и на них выросли изумрудные листья, оказавшиеся чаем. Когда  Чжугэ Лян собрал листья, заварил их в воде и дал воинам выпить, то они пришли в себя, взбодрились, а зрение их стало ясным, восстановилось. С тех пор чайное  дерево некоторые народности в Китае называют деревом Кун Мина (другое имя Чжугэ Ляна).И даже в 16-й день 7-й луны совершают обряд поклонения духу чайного божества. Люди пьют чай, любуются на луну, поют песни, танцуют и молятся, поскольку 16-й день 7-й луны - это день рождения Чжугэ Ляна.

    История третья

    Император Цянь Лун (1736-1795 гг.) династии Цин очень любил пить чай и ценил его настолько, что почти в приказном порядке заставлял поданных пить его. Династия при нем достигла своего расцвета, однако же, мы видим, что его правлению был свойственен диктат. Он, например, ввел жесткую "литературную инквизицию". Однако же, все его поступки руководствовались идеалов конфуцианского правителя. Рассказывают, что после шести десятилетий пребывания на троне, в возрасте 85 лет, он сам отказался от императорского титула, не желая превзойти своего деда, царствовавшего также 60 лет. Воспользовавшись тем, что в один из дней чай Цянь Луну подали с задержкой, он отказался от трона. Когда же один из его старых придворных в слезах запричитал, что государство не может и один день быть без государя, Цянь Лун со смехом ответил: "А государь не может и один час обойтись без чая". Цянь Лун прожил до 88 лет, и своё отличное физическое состояние связывал с употреблением чая. Цянь Лун настолько был увлечен чайным делом, что даже проводил опыты с водой, пытаясь найти наилучшую для заваривания чая. Он установил, что хорошая вода для чая должна быть лёгкой. По его приказу вылили особый серебряный ковшик, в котором он взвешивал воду из разных китайских источников. Цянь Лун составил целый реестр источников, первым из которых был указан Нефритовый источник возле Пекина, вода из которого весила один лян. История четвёртая Говорят, что однажды во время правления танского императора Да Чуна (846-59 гг.) к нему в восточную столицу Лоян прибыл старец-монах возрастом в 130 лет. Он был весел духом, бодр и молод душой. Император спросил его: "Каким образом вам удается поддерживать здоровье столь долго? Может быть, вы приняли лекарство против старения?" Старый монах рассмеялся и ответил: "Я с малых лет беден, денег на лекарства у меня никогда не было, но я очень люблю пить чай". Танский император дал ему 50 цзиней чая и поместил в монастырь Сохранения долголетия.

    История пятая

    После династии Сун империя несколько веков была под монголами, которые, в конце концов, ассимилировались и сами стали китайцами, но народ не хотел монгольских императоров. И тогда в 15 веке появился Чжу Юаньчжан. Он родился в бедной семье и зарабатывал на жизнь то ли кочегаром, то ли башмачником. Но однажды один знаменитый даос нагадал ему, что он станет императором, если перезахоронит своего отца. Тот последовал совету мудреца, перезахоронил своего отца и постепенно стал объединять вокруг себя повстанцев против Маньчжурской династии монголов. Тактика у него была очень интересная, так как он больше боролся не против монголов, а против разбойников в своей округе. Постепенно увеличивая сферу интересов, он собрал огромное войско, подчинив себе всех этих повстанцев и разбойников. Когда его войско двинулось на Пекин, биться с ними никто не захотел. Монголы просто убежали, и Чжу Юаньчжан основал новую династию Мин. Со временем он взялся за экономическое преобразование страны и, в том числе, издал указ о чае, в котором стимулировал снижение цен, пошлин и налогов, что привело к тому, что делать прессованный чай стало не выгодно. Дело в том, что монголы поставляли в Китай коней, которых меняли на чай по их объёму, тюками. То есть вместо тюков с тяжёлыми чайными блинами стало более выгодно получать коней в обмен на легкие рассыпные чаи. До минской династии в Поднебесной наиболее распространенным был прессованный чай, а Чжу ЮаньЧжан, можно сказать, разрушил древнюю чайную культуру, потому что рассыпной чай перестали варить, а стали заваривать кипятком. Новая техника заваривания чайной россыпи постепенно распространилась по всей Поднебесной и до сих пор является основной в приготовлении чая.

Duis autem vel »

Sic tempus fugit »

Marquee selectus »